Любовь АРИСТОВА: «Нужен симбиоз практики и теории!»

       6 февраля состоялось расширенное заседание совета Российского союза строителей, на котором одной из главных тем для обсуждения был закон о саморегулируемых организациях, вступивший в силу 6 декабря 2007 года. Председатель Самарской гильдии строителей Любовь Аристова внесла на заседании несколько предложений, которые позволят приблизить закон к рыночным реалиям и сделать его действительно эффективным инструментом, регулирующим строительный рынок. Об этом она рассказала «Советнику».

      Как вы оцениваете ФЗ №315 в целом?

      Закон революционный, полностью меняющий всю систему ведения строительного бизнеса. Если он заработает, то мы практически уйдем от государственного регулирования строительного бизнеса.

       Закон вступил в силу 6 декабря 2007 года, но мы опять столкнулись с проблемой: это документ, который сегодня работать не может. И увы, это не первый случай. Так же оторваны от жизненных реалий Градостроительный кодекс, ФЗ № 214 «о долевом участии»... Уже который год в них вносятся поправки, но тем не менее законы не работают, сегодня редко кто заключает договоры долевого участия, нет и классической ипотеки. ФЗ №214 предусматривал идею продажи готового жилья. Это в идеале. Во всех европейских странах и в США жилье продается в процессе строительства, потому что в это время оно дешевле и потому наиболее выгодно для покупателя.

       Для ФЗ №315 о саморегулируемых организациях также необходимо будет разработать много подзаконных актов, и работа над ними уже ведется.

       Какие именно моменты требуют доработки?

       В-первых, возникает очень важный вопрос критериев, по которым строительная компаниям может быть принята в СРО. Этих критериев должно быть немного, 5-10, но я считаю, что они должны быть общими для всего рынка. Сейчас же закон предусматривает, что каждая СРО разработает собственную систему критериев. Это не совсем правильно, так как допускается возможность послаблений для отдельных регионов или организаций (ФЗ №315 не ограничивает количество СРО в одном городе, организация может быть зарегистрирована, если в нее готовы будут вступить 25 компаний. – прим. ред.). И тогда мы получим СРО, в которых при принятии легких стандартов потеряется самое главное, будет дискредитирована идея саморегулирования. Стандарты вступления в саморегулируемую организацию еще предстоит разработать. Мы считаем важнейшими следующие критерии: работа компании на рынке не менее трех лет, наличие введенных в эксплуатацию объектов, определенные финансовые показатели. Согласитесь, застройщик, имеющий убытки на протяжении последних 2-3 лет, потенциально неблагонадежен. Он не может быть принят в организацию, которая отвечает за его состоятельность в этом бизнесе. Также необходимо, чтобы у застройщика были застрахованы финансовые риски, а в каком объеме – это опять-таки предстоит определить.

       Во-вторых, рынок уходит от гослицензирования. Сегодня сертификация компаний - дело добровольное: сложная, дорогостоящая процедура, и не каждой компании это нужно. Но Самарская гильдия строителей внесла предложение об обязательной сертификации компаний, которые будут вступать в СРО. Вопрос в том, какую сертификацию мы должны принять? Сегодня есть российский ГОСТ «Р» и международная сертификация ISO:9001. Считаю, что если Россия намерена вступить в ВТО, то строительные компании должны сертифицироваться по международному стандарту ISO.

       В-третьих, необходимо проработать вопрос об аттестации кадров. Она должна стать регулярной, причем не сводиться к чтению устаревших лекций, а основываться на практике, проходить в оборудованных учебных классах, мастерских. Это сегодня, увы, утеряно. И проблема подготовки квалифицированных рабочих, на которых фактически и держится строительство – очень больная тема. Но пересмотром системы образования на базе профессиональных училищ, который уже сегодня ведется при содействии министерства строительство и ЖКХ Самарской области, и введением системы аттестаций в компаниях, которые будут вступать в СРО, можно достичь многого. Кардинально изменить отношение к труду и решить проблему присутствия гастарбайтеров на самарских стройках в качестве квалифицированных рабочих.

       ФЗ о саморегулируемых организациях предусматривает создание компенсационного фонда для погашения обязательство члена СРО в случае, если застройщик окажется несостоятельным. Минимальный размер взноса в этот фонд – 3 тысячи рублей. Вы считаете это достаточным?

       Ни в коем случае! Строительный бизнес далеко не дешевый, такие суммы никак не помогут решить проблемы члена организации, если она возникнет. Допустим, что создается СРО, в которой каждая компания вносит в компенсационный фонд 3 тысячи рублей, то есть всего минимум 75 тысяч рублей. Это полтора квадратных метра, о чем тут говорить? Я считаю, что минимальный фонд не может быть менее 25 млн рублей при 25 членах СРО.

       Будет ли СРО в Самаре образована на базе СГС и возможно ли создание альтернативных организаций?

       У Самарской гильдии строителей практически готов пакет документов, необходимый для регистрации СРО. Я не исключаю возможности появления и других организаций, но тут возникает не столько вопрос конкуренции, сколько здравого смысла. Во-первых, большинство крупных компаний, занимающих лидерские позиции на региональном строительном рынке, уже объединены и вряд ли у кого-то из них возникнет желание образовывать альтернативную организацию. Во-вторых, создание СРО подразумевает большие материальные затраты, нужен экспертный отдел, третейский суд, отдел по аттестации, нужно приглашать преподавателей и т. д. И я не думаю, что помимо компаний, входящих в СГС, в Самаре наберется еще минимум 25 застройщиков, которые готовы будут заняться решением подобных вопросов.

       Я считаю, что необходимо создать еще и общероссийское объединение саморегулируемых организаций, в который должны делегироваться лидеры региональных СРО. И уже в рамках этого общероссийского объединения необходимо наладить работу экспертного совета, в котором бы проходили экспертизу все проекты законов, направляемые в дальнейшем в Госдуму. Нужно дать этому органу статус законодательной инициативы, и только тогда можно будет готовить грамотные, работающие законы. Наша практика взаимодействия с «Институтом экономики города» по разработке поправок в ФЗ №214, показала, что это эффективный симбиоз практики и теории: они мыслят макроэкономически, мы – практически.

       Как вы относитесь к тому, что по закону о саморегулируемых организациях их лидеры не могут занимать руководящие посты в строительных компаниях?

       Положительно: общественная работа занимает очень много времени, совмещать ее с бизнесом практически невозможно. Но лидер СРО, по моему глубокому убеждению, не может быть и из чиновников, поскольку они зачастую не владеют спецификой рынка.

       Будут ли СРО лоббировать интересы строителей на уровне власти, в частности, в проблеме с выделением площадок и получением разрешительной документации?

       Безусловно, но эти функции выполняла и СГС. Самарские компании уже сейчас могут строить в три – пять раз больше, для этого есть абсолютно все – материальная база, кадры, опыт. Только одна проблема: несбалансированная законодательная база.

       Но что касается разрешительной документации, сегодня я не вижу никаких трудностей с ее получением. Да, раньше были проблемы, задержки, но сегодня все решается в течение месяца, департамент строительства работает четко и прозрачно. Сдали полный пакет документов – получите разрешение. В конце концов есть суд, прокуратура, сейчас строители активно пользуются этими инструментами. Так что не вижу проблемы, кроме одной: есть компании, которые до сих пор не знают, как правильно оформлять всю разрешительную документацию.

       Будет ли контролироваться деятельность СРО?

       Внешний контроль, безусловно, будет, но сейчас неизвестно даже кто будет вести реестр СРО, в законе это не определено. Возможно, это будет ФСФР или министерство юстиции.

       Каким вы видите переходный период от лицензирования к СРО, ведь у многих компаний в ближайшие годы будут действовать строительные лицензии?

       Я думаю, что те компании, которые видят себя членами саморегулируемой организации, вступят в нее, невзирая на то, что лицензия еще будет действовать. Многие компании, в том числе наша (ГК «Финстрой» - прим. ред.), продлили лицензию совершенно недавно. Что касается мелких организации, которые не смогут вступить в СРО из-за жестких критериев отбора, они также смогут работать на рынке, но только в качестве субподрядчиков.

Елена ЧЕЧЕНИНА, elena@sovetnic.info

"Самарский Советник" (№10 (38) от 14 февраля 2008 года)

Новости гильдии

11/12/2018

19 декабря 2018 года состоится Общее собрание членов Ассоциации «Саморегулируемая организация «Самарская гильдия строителей»

Далее

10/12/2018

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 10.12.2018 12:10

Далее

03/12/2018

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 03.12.2018 16:20

Далее

27/11/2018

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 27.11.2018 17:50

Далее

Поиск по сайту