Любовь Аристова: «Саморегулирование упорядочит строительный рынок»

Российский, и в частности самарский, строительный рынок ждут большие перемены. Новые правила регулирования в строительстве, которые устанавливаются недавно вступившими в силу законодательными актами, подразумевают замену лицензирования на саморегулирование. Последнее должно осуществляться посредством саморегулируемых организаций (СРО), к созданию и деятельности которых также предъявляются определенные законодательные требования. Разобраться в существующей ситуации мы попытались в беседе с председателем правления Самарской гильдии строителей Любовью Аристовой.

 - Любовь Савельевна, в чем состоят суть и задача саморегулирования в строительстве и связанных с ним отраслях деятельности?

- Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов, объединенных одним видом предпринимательской или профессиональной деятельности, в нашем случае – строительных компаний. Саморегулирование осуществляется через деятельность СРО – саморегулируемых организаций, которые представляют собой нечто вроде профессионального цеха. Именно на СРО ложится решение вопросов допуска компаний на рынок, подготовки и переподготовки кадров, ответственности перед потребителями и партнерами за выполнение обязательств.

Члены СРО обладают равноправием с юридической точки зрения, они самостоятельно принимают обязательные единые технические требования к ведению деятельности в строительной сфере.

Государство отказалось от регулирования строительного рынка посредством лицензирования и передает контроль в отрасли саморегулируемым организациям. Новые структуры будут действовать через систему «круговой поруки», когда ответственность за работу коллег, как финансовую, так и репутационную, будут нести все члены сообщества.

 - Каковы преимущества саморегулирования перед лицензированием?

- Технически простая процедура получения лицензии на сегодняшний день привела к появлению на строительном рынке России, и в частности Самары, недобросовестных застройщиков. Ситуация с «обманутыми дольщиками» - одно из следствий повального лицензирования, она нанесла ощутимый удар по репутации всей отрасли в целом, то есть, и по добросовестным участникам рынка.

По данным статистики, на сегодняшний день в России выдано порядка 130 тыс. лицензий на ведение строительного бизнеса. Однако эта фантастическая цифра мало отразилась на объемах введенного в эксплуатацию жилья, а доля качественного жилья уменьшилась. В Самаре на данный момент выдано около 10 тысяч лицензий компаниям, работающим как застройщики. Сколько из них работает реально и тем более качественно - сказать сложно.

Переход к саморегулированию позволит сделать рынок более прозрачным, так как, принимая ответственность за деятельность своих участников, в том числе материальную, СРО будут поддерживать жесткие критерии отбора и не пропустят на рынок компании, уровень профессионализма которых вызывает сомнение.

Для общества и государства преимущества саморегулируемых организаций проявляются в сфере экономики и борьбы с коррупцией. СРО позволят сократить выделение бюджетных средств на руководство аппаратом, так как некоторые функции государственных органов передаются органам саморегулирования, которые финансируют сами участники бизнеса.

- Какими законодательными актами регламентируется деятельность СРО? Как законодательно определена судьба строительных лицензий, действующих в настоящее время?

- Фактический старт процессу практического перехода на саморегулирование дало принятие Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный Федеральный закон направлен на создание законодательной базы для образования и деятельности саморегулируемых организаций в области строительства, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Он определяет содержание их деятельности, порядок приема в члены СРО и прекращение членства, выдачи допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, порядок ведения реестра членов СРО и многие другие моменты.

В целях регулирования отношений в сфере строительства и связанных с ним сферах в условиях отмены лицензирования соответствующих видов деятельности Федеральным законом №148-ФЗ вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, в федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О саморегулируемых организациях», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в другие федеральные законы.

В соответствии с законом №148-ФЗ предоставление лицензий в названных областях деятельности прекращается с 1 января 2009 года, при этом действие ранее выданных лицензий сохраняется до 1 января 2010 года. После этого срока заниматься строительной деятельностью смогут только компании, получившие допуск от саморегулируемой организации. Таким образом, для строительной отрасли устанавливается своеобразный «переходный период» от лицензирования к саморегулированию.

- Дает ли Федеральный закон №148-ФЗ четкий и исчерпывающий механизм перехода к саморегулированию?

- Естественно, вступление закона в силу всколыхнуло строительный рынок, ведь новые правила регулирования должны изменить всю систему ведения строительного бизнеса. Строители активно обсуждают закон. Отношение к нему неоднозначное, но многие сходятся в том, что система лицензирования себя изжила. В этом смысле саморегулирование на сегодня видится единственной его реальной альтернативой.

При практической реализации любого закона всегда возникают те или иные вопросы, сложности. Поэтому профессионалы строительного рынка на уровне крупных компаний и общественных некоммерческих объединений строителей делятся опытом, вырабатывают собственную стратегию создания СРО, формулируют необходимые рекомендации для возможного внесения поправок в закон.

Положительным моментом является и то, что государство не устранилось от этого процесса, а активно содействует реализации закона путем принятия необходимых подзаконных актов. В частности, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 года №724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций». Ведение реестра СРО, наряду с осуществлением надзора за их деятельностью, предусматривается законом в качестве полномочия государства по взаимодействию с саморегулируемыми организациями.

Реестр - это федеральная информационная система, содержащая зафиксированные на материальном носителе сведении о некоммерческих организациях, получивших статус СРО в соответствующей сфере деятельности. Для получения статуса саморегулируемой организации профессиональное объединение бизнесменов должно насчитывать не менее 100 членов, принять Устав, а также правила и стандарты деятельности. Если эти требования соблюдены - можно подавать заявление на регистрацию в реестре саморегулируемых организаций. Орган, который будет вести реестр саморегулируемых организаций, пока не определен. Предположительно им может стать Ростехнадзор.

 - Какие основные требования по членству в СРО предъявляются к строительным организациям в соответствии с законом? И что будет с организациями, которые не смогут их выполнить?

- Принимая во внимание солидарную ответственность членов саморегулируемых организаций, для строительных СРО закон требует наличия солидного компенсационного фонда, который в расчете на каждого члена организации должен составлять не менее 1 миллиона рублей в случае, если не предусмотрено дополнительное страхование рисков, или не менее 300 тысяч рублей при наличии страховки. Естественно, эти суммы ложатся в качестве вступительных взносов на организации, вступающие в СРО. И, конечно, далеко не каждая строительная организация в состоянии изъять такую сумму из своего оборота. В то же время для любой организации «с именем» такой взнос не является проблемой. В этом я вижу положительный момент, поскольку такие требования защитят рынок от фирм-однодневок.

Что касается небольших строительных организаций, то они, не будучи членами СРО, не смогут заниматься теми видами работ, которые «оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Все остальные виды работ по строительству, реконструкции и ремонту они смогут выполнять без ограничений. Те же, кто не сможет переквалифицироваться, уйдут с рынка.

 - Как вы оцениваете перспективы создания СРО на базе НП «Самарская гильдия строителей»? Насколько реально, на ваш взгляд, создание СРО на базе других общественных объединений строителей в Самаре и Самарской области?

- Самарская гильдия строителей на сегодняшний день уже зарегистрировалась как некоммерческое партнерство (НП) и активно принимает в свои ряды строительные компании – разумеется, используя при этом жесткие критерии отбора. Для вступления в СГС на данный момент необходимы не только копии всех учредительных документов, лицензия на работу, положительный баланс за последние два года, но и рекомендация двух действительных членов гильдии как дополнительное подтверждение надежности компании.

Кроме того, планируется, что каждые три года специалисты строительных компаний будут проходить переподготовку. Члены СГС говорят сейчас об острой нехватке людей рабочих профессий, так что в будущем на базе СГС будет создан отдельный учебный центр для подготовки специалистов.

Руководить структурой будет правление во главе с председателем, избираемым на 2,5 года без права переизбрания. Вступить в объединение непросто, ведь его участники несут друг за друга солидарную ответственность. Платят за возможную ошибку одного из участника СРО своими средствами. С сегодняшнего дня строительные компании, которые уже входят в СГС, начинают страховать свои риски – каждая из них не менее чем на 100 миллионов рублей. Когда в соответствии с законодательными условиями создания СРО общее количество членов организации достигнет ста, общий фонд страхового покрытия составит сумму в миллиард рублей. Предпринимаемые организационные действия, несомненно, повысят устойчивость строительного сектора Самары и области.

Законодательно количество саморегулируемых организаций, действующих на одной территории, не ограничивается. В Самарской области уже создаются другие общественные организации строителей, ставящие пред собой задачу создания СРО. Данный момент я считаю позитивным, поскольку на базе мощного строительного комплекса региона способны сосуществовать несколько полноценных СРО, которые к тому же смогут привлечь в свои ряды компании из соседних регионов. Важно лишь, чтобы при создании таких саморегулируемых организаций выполнялись все требования закона. Это станет гарантией нормального цивилизованного развития отрасли.

 

 Алексей Сергушкин

"Самарский вестник архитектуры и строительства"

Новости гильдии

15/10/2018

Информация на сайте обновлена 15.10.2018 16:15

Далее

02/08/2018

Ассоциация "СРО "СГС" делегировала представителя на Окружную конференцию

Далее

28/06/2018

О соблюдении Правил охраны линий и сооружений связи в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года

Далее

19/04/2018

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Далее

Поиск по сайту