Новые инициативы Госдумы могут задушить производственное строительство

Российское земельное и градостроительное законодательство ждет очередная революция. Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям одобрил поправки, согласно которым правило предоставления государственных или муниципальных участков через процедуру аукциона становится практически всеобъемлющим: оно распространяется не только на землю под жилищную застройку, но и на другие формы использования территории. Хорошее на первый взгляд нововведение может привести, например, к разрушению существующей сейчас системы согласований при строительстве новых заводов. И к долгому ступору на этом рынке.

По словам главы комитета Госдумы Мартина Шаккума, соответствующие поправки вносятся ко второму чтению проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления градостроительной деятельности» (принят в первом чтении 29 июня 2007 года). «Сейчас обязательное требование о предоставлении государственной земли на торгах работает лишь по отношению к жилищному строительству и некоторых других объектов, - поясняет президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. - Под другие объекты муниципалитеты могут выделять землю и без аукциона - на основании предварительного инвестиционного договора, например». Если поправки примут, то основания для бесконкурсного выделения земли (в собственность, в аренду и т.п.) сожмутся до закрытого перечня. «Это не список льгот, а именно разумный перечень», - сказала корреспонденту «Газеты» Косарева. Она перечислила некоторые основания. Например, без аукциона можно будет выделить землю под строительство объектов государственного и муниципального значения, когда застройщиком выступает, по сути, само государство, а строительные организации - только подрядчики. Торги не надо будет проходить и инвесторам, уже выигравшим аукцион на право заключить с муниципалитетом договор о развитии застроенной территории. Не будет конкурса, что логично, при выделении земельной компенсации собственникам, у которых власти изъяли участок для госнужд, или при бесплатном предоставлении участков (например, пенсионерам). Избавят от аукционов на землю резидентов особых экономических зон и участников концессионных соглашений. «Предположим, между муниципалитетом и компанией заключено концессионное соглашение об управлении теплоцентралью, - приводит пример Косарева. - Но под трубами есть земля: логично предоставить ее участнику концессии, а не выставлять на аукцион».

Одновременно с этим из законодательства, согласно поправкам, исключается процедура предварительного согласования места размещения объекта, а вместо нее устанавливается возможность подготовки земельного участка в целях его предоставления за счет заинтересованного лица. «Существующая система формирования земельных участков как за счет государства, так и через процедуру предварительного согласования действительно нуждается в изменениях, - говорит старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Максим Попов. - В ней не хватает прозрачности. Например, инвестор не знает наверняка, разрешат ли власти построить завод на том или ином участке земли». Но вместо того, чтобы выпить таблетку от головной боли, законодатели решили отрубить голову, попросту исключив нечетко прописанную процедуру. «При этом, по сути, меняется шило на мыло», - считает Попов. Появляющаяся вместо забюрократизированного предварительного согласования подготовка земельного участка за счет заинтересованного лица может быть не менее сложной процедурой.

Но дальше - больше. Подготовив за свой счет участок, инвестор вполне может оказаться в итоге без него как раз из-за объявленной в законопроекте повсеместной аукционизации. Макcим Попов приводит такой пример: инвестор хочет построить завод. Это всегда уникальный случай, и земельный участок подбирается по жестким критериям. Инвестор тратит свои средства на подбор земли, на ее подготовку, на разработку проекта. Сейчас он может получить гарантии, что все эти затраты окупятся, скажем, заключив с муниципалитетом предварительный инвестиционный договор, по которому после утверждения проекта застройки инвестору передадут и землю. Если Госдума примет поправки, все эти гарантии могут исчезнуть, опасается Максим Попов: власти обязаны будут объявить аукцион, по результатам которого разработанный участок может вполне уплыть от вложившегося в него инвестора. К тому же, как показывает практика, практическое каждое серьезное новшество в земельном и градостроительном законодательстве приводит к временному ступору рынка - так уж пишут законы. «Если поправки вступят в силу, то год невозможно будет работать», - прогнозирует Попов.


Матвей Масальцев

Новости гильдии

05/03/2021

Дорогие коллеги! С праздником 8 Марта

Далее

03/03/2021

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 03.03.2021 12:50

Далее

26/02/2021

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 26.02.2021 14:00

Далее

19/02/2021

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 19.02.2021 15:30

Далее

Поиск по сайту