Вопросы саморегулирования обсудили на заседании Экспертного совета градостроительной деятельности ГД

19 февраля 2009 г. состоялось заседание Экспертного совета по градостроительной деятельности Комитета ГД ФС РФ по строительству и земельным отношениям, главным вопросом которого было развитие системы саморегулирования в строительстве: первые итоги реализации Федерального закона от 2 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также на совещании были рассмотрены вопросы законодательного обеспечения энергоэффективности и энергосбережения при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства и некоторые вопросы внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и подготовке технических регламентов в области строительства, на которых остановился депутат ГД Сергей Петров.

Первый заместитель Председателя Комитета Валерий Панов рассказал о плане работы Экспертного совета по градостроительной деятельности на период весенней сессии 2009 г. Важнейшей законодательной инициативой в области строительства стало принятие федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено введение саморегулирования в строительной отрасли.

Необходимость введения института СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства была обусловлена потребностью в обеспечении механизмов регулирования строительного рынка в условиях отмены лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений.

Закон предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части дополнения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций.

Cаморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации) - некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленным законом.

Федеральный закон устанавливает следующие требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса СРО:

- для организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания либо осуществляющих подготовку проектной документации – наличие не менее 50 членов и компенсационного фонда в размере не менее 500 тысяч рублей на одного члена СРО;

- для некоммерческих организаций, осуществляющих строительство, - наличие не менее 100 членов и компенсационного фонда в размере не мене 1 млн. рублей на одного члена СРО.

В целях стимулирования развития института добровольного страхования гражданской ответственности предусматривается, что в случае, если СРО установлено требования к страхованию членами такой организации гражданской ответственности, то компенсационный фонд должен быть сформирован в размере не менее, соответственно, 150 и 300 тысяч рублей на одного члена в зависимости от вида СРО.

Кроме того, СРО должна разработать в обязательном порядке следующие документы:

- требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность в строительстве;

- правила контроля в области саморегулирования;

- документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.

Кроме того, саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:

1) стандарты саморегулируемых организаций;

2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (требования к договору подряда, к страхованию).

Приобретение статуса саморегулируемой организации осуществляется путем внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с федеральным законом могут создаваться СРО трех видов:

- в области инженерных изысканий;

- в области подготовки проектной документации;

- в области строительства.

Количество СРО каждого вида законопроектом не ограничивается. Единственное, СРО каждого из видов должна определиться, на какие виды деятельности, влияющие на безопасность в строительстве, она будет распространять свою деятельность.

Наиболее реальной формой обеспечения возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц вследствие нарушений требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации или при осуществлении строительства, является создание компенсационного фонда СРО, требования к которому и порядок возмещения из которого установлены законопроектом.

Кроме того, следует учитывать, что для возмещения указанного вреда средства компенсационного фонда СРО будут привлекаться субсидиарно (по отношению к ответственности лица, осуществившего, например, строительство), как и Российская Федерация или субъект Российской Федерации в случае неправильного проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации или государственного строительного надзора.

В Федеральном законе урегулированы вопросы приема юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в члены СРО, прекращения членства, порядок выдачи СРО допуска к осуществлению видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

Теперь необходимо остановиться на блоке вопросов, касающихся выдачи саморегулирируемой организаций свидетельств о допуске к осуществлению видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

1. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерством Регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 274, зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2009 г. № 13086.

2. СРО самостоятельно устанавливает перечень видов работ, в отношении которых она будет выдавать свидетельства.

3. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать (обязательные требования):

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:

а) требование о наличии образования определенных уровня и профиля;

б) требование к повышению квалификации, профессиональной переподготовке;

в) требование о наличии определенного стажа работы;

2) требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица.

4. Требования к выдаче свидетельств о допуске могут содержать:

1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ. При этом не может указываться вид права, на котором лицо может использовать такое имущество;

2) требование о достижении положительных результатов проводимой в порядке, установленном указанными требованиями, проверки квалификации индивидуальных предпринимателей, работников индивидуальных предпринимателей, работников юридических лиц.

5. Закон устанавливает минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам. При этом, минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения общественных интересов СРО, представительства и защиты их интересов в органах власти и местного самоуправления предусмотрена необходимость создания национального объединения СРО соответственно в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Такие национальное объединение должны быть созданы не позднее 1 июля 2010 года.

Особое место в Федеральном законе занимают нормы, касающиеся переходного периода от системы лицензирования к системе саморегулирования в строительстве:

1) так лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, а также инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, прекращается с 1 января 2010 года, а выдача лицензий прекращается с 1 января 2009 года.

2) до 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании лицензии либо выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ.

3) до 1 января 2010 года после установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требование о наличии лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", не применяется в отношении иных видов работ по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений.

Кроме того, нормы переходного периода от системы лицензирования к саморегулированию увязаны с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которому, технические регламенты о безопасности зданий и сооружений, о безопасности строительных материалов и изделий относятся к первоочередным и должны быть приняты до 1 января 2010 г.

Соответственно, к окончанию срока действия системы лицензирования должны быть приняты необходимые технические регламенты в строительной отрасли.

Кроме того, в целях устранения коллизий законодательства и обеспечения реализации закона на практике Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Валерий Панов отметил, что вносить изменения в закон - не время. Сейчас важно нарабатывать правоприменительную практику и быть в курсе всех происходящих событий в регионах.

На совещании присутствовал Александр Гажу, советник отдела правового обеспечения и координации научно-методической работы Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Он рассказал о последней статистике поданных заявлений в Ростехнадзор России для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций. К началу 2009 г. в службу поступили документы для регистрации СРО от 7 некоммерческих партнерств, по двум из которых принято положительное решение. Пяти некоммерческим партнерствам, созданным под цели СРО, было отказано в регистрации в связи с несоответствием требованиям закона. Руководителем Ростехнадзора был подписан приказ № 57 от 9.02.2009г. «Об организации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также готовятся регламенты по регистрации СРО и ведению реестра СРО.

Генеральный директор Российского Союза строителей и НП «Межрегиональное объединение строителей», созданного под цели СРО, Михаил Викторов предложил ускорить работу по разработке методических основ, поддержать формирование секции. Он также предложил создать Экспертную комиссию по оценке качества содержания документов от НП, претендующих в госреестр СРО. Информацию о первых СРО, внесенных в госреестр, необходимо максимально быстро донести до участников строительного рынка. Особенно важна данная информация для тех, у кого уже заканчивается лицензия.

В совещании принимала участие Первый заместитель Председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, вице-президент Российского Союза строителей, заместитель генерального директора НП «МОС» Лариса Баринова, которая выступила по вопросам энергосбережения и технического регулирования. По вопросам качества и безопасности в строительной отрасли и в частности в лифтовой выступил Иван Дьяков, заместитель директора АДС «СО «Лифтсервис».

По итогам совещания для разработки нормативных актов, анализа законопроектов

1. Сформировать секцию по градостроительной деятельности

2. Сформировать секцию по саморегулированию в отраслях

3. Сформировать секцию по разработке технических регламентов

4. До следующего заседания Экспертного совета (март 2009 г.) определить персональный состав и руководителей секций Экспертного совета.

Источник: Российский Союз Строителей

Новости гильдии

06/12/2019

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 06.12.2019 16:20

Далее

30/11/2019

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 30.11.2019 16:10

Далее

25/11/2019

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 25.11.2019 17:50

Далее

15/11/2019

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 15.11.2019 16:30

Далее

Поиск по сайту