кадастр - как много в этом звуке

Постановлением правительства Российской Федерации № 560 от 13 сентября 2005 года утверждена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)". Эта подпрограмма органично "встроена" в федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)". Наряду с такими приоритетами, как поддержка образования, здравоохранения, сельского хозяйства, правительством Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости продолжается целенаправленная работа по созданию отечественной системы кадастра недвижимых объектов.

Основными целями и задачами утвержденной подпрограммы являются:

- создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;

- совершенствование системы налогового администрирования, создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости ;

- совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;

- создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости ;

- информационное наполнение государственного кадастра недвижимости ;

- развитие института налоговой оценки объектов недвижимости , проведение кадастровой оценки объектов недвижимости ;

- сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и получении сведений из государственного кадастра недвижимости ;

- создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости и развитие сервисных услуг на основе портальных Интернет/Интранет технологий.

Как видно из целей, поставленных разработчиками подпрограммы, в ее успешной реализации должны быть заинтересованы не только правительство Российской Федерации, но и в не меньшей степени органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, граждане и юридические лица, т. е. практически все участники земельных отношений.

Как и любое другое дело, выполнение подпрограммных мероприятий должно быть обеспечено правовыми и методическими механизмами, финансовыми и материальными ресурсами, а также соответствующим кадровым потенциалом.

Правовым обеспечением подпрограммы является ныне действующий федеральный закон "О земельном кадастре ". Но он отражает систему учета только земельных участков. Реализация одного из принципов земельного законодательства (ст. 1 ЗК РФ) о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости , "согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков"., возможна только в случае ведения единого кадастра объектов недвижимости .

В настоящее время разработан, рассмотрен и одобрен правительством Российской Федерации проект федерального закона "О формировании, государственном кадастровом учете и государственной кадастровой оценке недвижимости ". Этот проект комплексного нормативного правового акта прошел экспертизу отечественных и зарубежных специалистов. В частности, в апреле т. г. на Всероссийской практической конференции "Земля и недвижимость в России. Государственный кадастр объектов недвижимости - одна из основ фискально-правовой системы государства" он широко дискутировался и в целом получил благоприятные отзывы. Принятие этого закона даст новый импульс развитию и совершенствованию системы кадастрового учета недвижимых объектов.

Не последняя роль отводится разработке концепции технических и технологических решений по созданию государственного кадастра недвижимости (ГКН). При этом должны быть определены:

- порядок ведения государственного кадастрового учета;

- правила ведения государственного кадастра недвижимости ;

- правила формирования кадастрового номера объекта недвижимости ;

- методики, актуализирующие результаты оценки земельных участков как объектов недвижимости ;

- методики проведения оценки объектов капитального строительства.

Кадастр объектов недвижимости немыслим без графической основы. Это не какой-нибудь реестр недвижимой собственности той или иной формы (федеральной, субъектовой, муниципальной), а систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, прошедших государственный кадастровый учет, а также сведений об административно-территориальном и кадастровом делении. Учитывая, что все объекты недвижимости , строения и сооружения, а также земельные участки занимают определенное место в пространстве, ГКН должен опираться на надежную инфраструктуру пространственных данных. Ставится стратегическая задача полного обеспечения цифровой картографической основой государственного кадастра недвижимости . В ходе ее реализации должны быть проанализированы все хранящиеся в архивах цифровые картографические материалы на предмет их актуальности и в максимальной степени обеспечено использование современных технологий сбора и обработки геоданных.

В настоящее время, согласно анализу сведений статистических отчетов, в стране насчитывается более 42 млн. участков и более 70 млн. объектов капитального строительства. Для создания единой информационной базы ГКН данные об этих участках и объектах должны быть сведены в единый кадастр .

Применительно к Нижегородской области такую работу надо провести, объединив информацию о 956933 объектах капитального строительства с информацией о 974864 участках, в том числе об участках, на которых размещены эти объекты. (Данные на 01.01.2005 г.) Кроме того, требуется постоянно поддерживать в актуальном состоянии результаты кадастровой оценки земельных участков. Земельный рынок не стоит на месте, постоянно совершенствуется и развивается. Стоимостные характеристики сделок постоянно меняются, следовательно, показатели кадастровой оценки также должны учитывать колебания рынка. Нельзя недооценивать мероприятия по проведению оценочных работ по объектам капитального строительства. А результаты этих работ так же, как и результаты оценки земельных участков, должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости .

По времени реализации подпрограмма разбита на три этапа - соответственно 2006-2007 годы, 2008-2009 годы, 2010-2011 годы.

Отличительной чертой этой подпрограммы от предыдущих аналогичных программ и подпрограмм являются объемы, источники и структура финансирования. Если программой, утвержденной постановлением правительства РФ от 25 октября 2001 года № 745 и рассчитанной до 2007 года, по линии кадастровых органов всего предусматривалось 25,7 млрд. рублей, в том числе 6,8 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 17,6 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, 1,3 млрд. рублей - внебюджетные источники, то сейчас, в рамках реализации подпрограммы, намечено освоить 38,4 млрд. рублей. При этом объем федерального финансирования и средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР) составляет 28,4 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 10,0 млрд. рублей, то есть в пропорции три к одному. Долевое участие каждого источника финансирования характеризуется следующими показателями: федеральный бюджет - 65,8 проц., бюджеты субъектов и муниципалитетов - 26,3 проц., МБРР - 7,9 проц. Приведенные цифры свидетельствуют о реальной заинтересованности федеральных органов исполнительной власти создать в стране полноценную, отвечающую современным требованиям государственную кадастровую систему.

В ходе поэтапного создания информационно-технологической инфраструктуры государственного кадастра недвижимости в рамках осуществления подпрограммных мероприятий во всех структурах Роснедвижимости будут созданы автоматизированные рабочие места (АРМ). Нижегородская область не вошла в пилотный проект первоочередной группы субъектов РФ, так как в свое время в приоритетном плане участвовала в международном проекте ЛАРИС и пока имеет достаточное обеспечение современными программно-технологическими комплексами. Активная фаза создания системы единого государственного учета и ГКН на территории области начнется в третью очередь.

Помимо создания АРМ, намечен ввод в эксплуатацию мультисервисных телекоммуникационных систем, разработка и внедрение АИС ведения кадастра . Кроме того, определенную часть средств планируется использовать на реконструкцию и модернизацию административных зданий и производственных помещений Роснедвижимости, в том числе и в территориальных управлениях.

Не забывая известный лозунг "кадры решают все" и учитывая важность задач государственного кадастрового учета, в том числе для прогнозируемости доходов местных бюджетов и роста экономики за счет включения в оборот стоимости объектов недвижимости , подпрограммой уделено большое внимание обучению, переобучению и повышению квалификации кадров Роснедвижимости. В общей сложности пройдут обучение 60 тыс. специалистов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости , его территориальных органов и подведомственных организаций. Это будут не "люди с улицы", а хорошо подготовленные и квалифицированные кадры, владеющие современными цифровыми технологиями. Система повышения квалификации будет включать, в том числе, и современные формы дистанционного обучения и тестирования.

Контроль за ходом реализации подпрограммы намечено осуществлять на основе соответствующих индикаторов и важнейших показателей, а именно:

- соотношение территорий Российской Федерации, на которых внедрена единая система государственного кадастрового учета объектов недвижимости , к общей площади территории Российской Федерации;

- соотношение объектов недвижимости , включенных в государственный кадастр недвижимости , к общему количеству объектов недвижимости , подлежащих включению;

- соотношение объектов недвижимости , прошедших кадастровую оценку, к общему количеству объектов недвижимости , подлежащих такой оценке;

- рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, получаемых от сбора земельного и имущественного налогов, за счет более полного учета объектов недвижимости ;

- сокращение сроков государственного кадастрового учета.

Эффективность реализации подпрограммы будет заключаться в активизации сделок на земельно-имущественном рынке, улучшении делового климата и на этом фоне росте объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимое имущество, принятии эффективных управленческих решений, в том числе по территориальному планированию и распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости .

Курс Н

Новости гильдии

05/03/2021

Дорогие коллеги! С праздником 8 Марта

Далее

03/03/2021

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 03.03.2021 12:50

Далее

26/02/2021

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 26.02.2021 14:00

Далее

19/02/2021

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 19.02.2021 15:30

Далее

Поиск по сайту