Региональная экспансия розничных сетей приведет к формированию логистической системы в Поволжье. Особенно выиграть от этого может Самарская область, имеющая выгодное для строительства складских терминалов географическое положение

Седьмого ноября 2005 года вышел первый номер журнала " Эксперт Волга ". Это четвертое издание, основанное федеральным журналом "Эксперт" в российских регионах. Сфера интересов нового журнала - экономические, политические и культурные события и тенденции в республиках и областях Приволжского федерального округа.

Мы предлагаем вашему вниманию опубликованную волжским изданием статью о растущем значении Поволжья и прежде всего Самарской области как одного из важнейших логистических центров России.

Самарская область на пороге логистического бума. В 2006 году в регионе появится более 50 тыс. кв. м новых складов класса А (то есть имеющиеся в области складские площади почти удвоятся). Катализатором процесса выступают сетевая розница и пришедшие за ней дистрибуторские компании. Они рассматривают Самару как логистический центр для обеспечения поставок по всему Поволжью. В январе 2006 года свой терминал запустит региональный ритейлер "Самара-продукт" . Планы строительства распредцентров, обслуживающих Поволжье, имеют сети "Перекресток" и Metro . Площадку под строительство регионального терминала подыскивает в Самаре компания "Тандер-Самара" , франчайзи федеральной сети "Магнит" .

По мнению экспертов, рост товаропотоков и потребность бизнеса в логистической инфраструктуре смогут изменить сегодняшнюю ситуацию, когда основные потоки товаров идут в регион через Москву и Санкт-Петербург. Провайдеры-логисты считают, что бизнес вынужден будет сформировать логистическую систему Поволжья. Наиболее перспективными логистическими центрами выглядят Самара, Нижний Новгород и Казань.

Все только начинается

По данным ассоциации "Большая Волга", доля регионов Поволжья в объеме розничной торговли РФ составляет 13,5%. Самый высокий товарооборот у Самарской области (1,4%), при этом логистическая инфраструктура здесь только формируется.

Наибольшее количество складской недвижимости сосредоточено в Самаре и пригородах. Участники рынка оценивают общую площадь складских помещений здесь в 80 тыс. кв. м (в основном это перепрофилированные помещения классов С и D). Однако, по данным компании Swiss Real Group , быстрее всего рынок складской недвижимости развивается в Нижнем Новгороде. Среди крупных нижегородских объектов логистической инфраструктуры, построенных в 2003-2004 годах, - центр дистрибуторской компании "Алиди" (10 тыс. кв. м), распределительный центр компании "Сладкая жизнь" (10 тыс. кв. м), транспортно-таможенный терминал "Логопром-Сормово" (более 72 тыс. кв. м). Активное развитие логистической инфраструктуры Нижнего Новгорода объясняется близостью к Москве, ключевому логистическому центру России. Между тем, как отметила пресс-секретарь Русской логистической службы Елена Безрукова , Нижний Новгород, концентрируясь на московском направлении, практически не работает как региональный логистический центр.

По словам Андрея Иванова , президента Поволжской логистической ассоциации , централизация товаропотоков в столице - серьезная проблема для развития региональной логистической системы. "Волга, главная торговая артерия России, сегодня пуста, - констатирует он. - По реке идут только сырьевые грузы. Импортной загрузки нет. Товары FMCG (fast-moving consumer goods - товары массового потребления. - 'Эксперт' ) в контейнерах поступают в Поволжье только через Санкт-Петербург и Москву". По словам г-на Иванова, участники рынка опасаются, что московские и питерские структуры не допустят возврата трафика на Волгу, с которой импорт ушел 75 лет назад, после закрытия в 1930 году Советом труда и обороны СССР Нижегородской ярмарки. "Но если усилиями власти и бизнеса 'импортная дискриминация' Поволжья будет ликвидирована, здесь начнется настоящий логистический бум", - полагает Андрей Иванов.

Ритейлеры меняют логистику

Предпосылки для этого есть. Развитие розничных сетей привело к заметному росту товарообмена внутри региона. В Поволжье пришли уже почти все заметные игроки федеральной розницы - "Перекресток", "Патэрсон" , "Рамстор" , "Пятерочка" , "Магнит", "МИР" , "М. Видео" , "Эльдорадо" , "Техносила" , Metro, Castorama , IKEA , а за ними - и их поставщики (оптовые и дистрибуторские компании).

В начале региональной экспансии в качестве логистических центров, обслуживающих провинциальные магазины, использовались распредцентры компаний в Москве. Так, магазины "Перекрестка" в Поволжье обслуживает московский логистический центр. "Он обеспечивает 60.65 процентов всего ассортимента, остальное доставляется непосредственно местными поставщиками", - говорит Владимир Рыжков , директор филиала "Самарский" ТД "Перекресток".

"Патэрсон" стремится минимизировать работу своего логистического центра на регионы, отдав логистику своих универсамов на аутсорсинг Национальной логистической компании . "Из московского логистического центра мы стремимся привозить в регионы только то, что сложно доставить силами региональных дистрибуторов и производителей. К примеру, в Челябинск нам приходилось привозить свежую рыбу самолетами", - говорит пресс-секретарь "Патэрсона" Надежда Сенюк . По ее словам, 60% так называемого единого ассортимента универсамов сети формируется за счет региональных дистрибуторов федеральных производителей, 40% доставляется региональными компаниями.

Доля региональных поставщиков сети "Рамстор", по данным компании, составляет около 70%. Но региональные поставщики не могут обеспечить ритмичность поставок.

Сегодня ритейлеры, управляющие наиболее крупными сетями в Поволжье, озабочены созданием региональной системы логистики. По словам Виталия Подольского , финансового директора "Перекрестка", компания намерена построить в Самаре один из трех региональных распредцентров. Инвестиционная емкость проекта оценивается в 20.25 млн долларов, из расчета 800.1000 долларов в 1 кв. м. "Распределительный центр необходим, если общее число магазинов достигает десяти. В Поволжье, исключая Нижний Новгород, работают уже семь магазинов сети", - замечает Владимир Рыжков.

С ним согласны в компании "Рамэнка" . "Строительство собственного распределительного центра имеет смысл только при определенном количестве торговых объектов сети в регионе, - заметили в пресс-службе компании. - По мере развития нашей торговой сети в Поволжье мы будем рассматривать возможность строительства собственного распределительного центра". В течение ближайших двух лет "Рамэнка" намерена открыть еще как минимум три торговых объекта в Самаре и один в Тольятти.

По словам Инны Вожик , пресс-секретаря Metro Group, в этой компании тоже рассматривается возможность создания регионального распределительного центра для Поволжья. А "Патэрсон" уже работает над новой концепцией логистики. "Решено построить второй распределительный центр, ориентированный на регионы. Сейчас идут предварительные консультации и поиск площадки под строительство", - говорит Надежда Сенюк. Специалисты по логистике считают, что потребности региональных магазинов должен обеспечивать именно региональный центр, расположение которого определяется размерами рынка компании. Если оператор осуществляет поставки по всему Поволжью, логисты рекомендуют располагать объект в Самаре. "В логистике считается приемлемым, если 'транспортное плечо' составляет примерно 400 километров, а расстояние от Москвы или Нижнего Новгорода до Уфы или Казани гораздо больше. Самара же, расположенная в географическом центре региона, наиболее привлекательна с точки зрения размещения логистических центров", - говорит Андрей Бобровский , директор по логистике Средневолжской логистической компании ( СЛК ). По его словам, СЛК, выступающая партнером "Эльдорадо-Поволжье", осуществляет поставки в магазины компании по всему Поволжью из своего терминала, расположенного под Самарой. В январе 2006 года региональный ритейлер "Самара-продукт" рассчитывает запустить офисно-складской комплекс класса А площадью 20 тыс. кв. м. Как пояснили в компании, потребность в распределительном центре связана с ростом сети (в частности, с выходом на рынок Димитровграда Ульяновской области) и необходимостью оптимизировать процесс поставок. Ритейлеры не готовы называть предварительные суммы инвестиций, но, по оценке Андрея Иванова, затраты на строительство "под ключ" склада класса А составляют не менее 700 долларов на 1 кв. м. Если объект рассчитан на обработку скоропортящихся продуктов, то затраты значительно превысят 1000 долларов за 1 кв. м.

Растет спрос на складские услуги

По словам Валерия Ткаченко , менеджера по работе с клиентами Русской логистической службы, ритейлеры просто вынуждены инвестировать в строительство собственных распредцентров. "Наиболее рационально для компании отдать логистику на аутсорсинг логистическому провайдеру, но в области мы пока единственный 3PL-оператор (third party logistic provider - провайдер, обеспечивающий весь спектр логистических услуг. - 'Эксперт' ), располагающий собственным терминалом высокого класса", - утверждает Андрей Бобровский. Рынок складских услуг в Самарской области нельзя назвать сформировавшимся, и в ближайшие два-три года дефицит качественных складских услуг будет обостряться. Прогнозируя увеличение спроса в регионе, Национальная логистическая компания намерена в 2006 году приступить к строительству складского комплекса класса А площадью 10 тыс. кв. м в 15 км от Самары. Масштабный проект - три терминала класса А общей площадью 60 тыс. кв. м и терминал класса B площадью 25 тыс. кв. м - развивает СЛК. Собираются выйти на рынок складской недвижимости с терминалами класса А и самарские девелоперские компании. По мнению Андрея Бобровского, девелоперские проекты могут быть реализованы уже через год-два. "Пока высокий спрос на складскую логистику только намечается. Он не гарантирован, и девелоперы , скорее всего, будут ждать, пока рынок не сформируется", - считает он.

Главными клиентами станут промышленники

Хотя крупные промышленные предприятия пока не готовы инвестировать в логистические терминалы, именно промышленность способна стать главным потребителем рынка таких услуг. "Сети, безусловно, сегодня подпирают рынок, -. говорит Андрей Иванов. - Однако, как только промышленность распробует логистический аутсорсинг, основные заказы пойдут от производственных компаний. Они станут главными клиентами". По мнению г-на Иванова, приход General Motors ( GM ) со своими логистическими требованиями оживил рынок соответствующих услуг в Тольятти.

Для формирования логистической системы, ориентированной на промышленные предприятия, и разработана специальная федеральная программа "Терминал", куда входят такие проекты, как нижегородский "Логопром-Сормово" или самарский проект мультимодального контейнерного терминала в районе международного аэропорта Курумоч.

Эксперт , Наталья Дядик

Новости гильдии

15/01/2021

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС"

Далее

31/12/2020

С наступающим Новым годом и Рождеством

Далее

29/12/2020

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 29.12.2020 12:30

Далее

25/12/2020

Обновлен Реестр членов Ассоциации "СРО "СГС" 25.12.2020 14:10

Далее

Поиск по сайту